Лаборатория Льда.

_DSC3942

Побывали мы на этих выходных в очень интересном и необычном месте. Называется это место Лаборатория льда.

Это не просто выставка достижений народного хозяйства как большинство современных выставок, а это действительно интересная лаборатория, с научным уклоном, но есть и психоделические элементы)))

 

ЛАБОРАТОРИЯ ЛЬДА

12 декабря — 15 февраля, 2014 года

Специальный проект 5-ой Московской биеннале современного искусства
При поддержке Министерства культуры РФ

УЧАСТНИКИ
Дэвид Бакланд (Великобритания)
Алексей Блинов (Россия – Великобритания)
Иван Лаврентьев (Россия)
Софья Гаврилова (Россия)
Франческа Галеацци (Италия)
Наталья Зинцова (Россия)
Ольга Киселева (Россия – Франция)
Мария Кошенкова (Россия – Дания)
Куда Бегут Собаки (Россия)
Агнес Майер-Брандис (Германия)
::vtol:: (Россия)
Аркадий Насонов (Россия)
Марко Пелихан (Словения)
Мэтью Бидерман (Канада)
Михаил Розанов (Россия)
Александр Пономарев (Россия)
Алексей Козырь (Россия)
Широ Такатани (Япония)
Леонид Тишков (Россия)

КУРАТОР
Дарья Пархоменко

НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ
Андрей Глазовский — кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН.

О ПРОЕКТЕ

«Лаборатория льда» – это первая выставка из серии научно-художественных проектов, объединяющих идеи современных художников, гляциологов, океанологов и антропологов, которые планирует Laboratoria Art&Science. Следующим этапом станет экспедиция на Землю Франца-Иосифа (лето 2014 года), а после состоится масштабная выставка Zone Zero (январь – февраль 2015 года)

«В этих проектах мы ищем осмысления того, что происходит с планетой, а значит – со всеми нами. Какие новые пути для нас откроют одни из самых красивых и недоступных мест на Земле – Арктика и Антарктика? Лед – удивительный материал, он хранит в себе память тысячелетий, поэтому, изучая его, мы можем понять тайны развития планеты, а от того, как мы относимся ко льду сейчас, зависит наше будущее», – говорит Дарья Пархоменко, куратор выставки и основатель Laboratoria Art&Science.

Сейчас активно обсуждается проблема климатических изменений, сокращение ледников и ледяного покрова, эти факторы будут иметь экономические и социальные последствия, потребуют сознательного отношения к природе, совместных усилий и адаптации к новым условиям.

Лед, как один из наиболее хрупких элементов окружающей среды, является индикатором изменений, происходящих в природе, и требует особенно внимательного отношения к нашим действиям.

Необходимость поиска нестандартных решений и диалога в обществе становится благотворной почвой для зарождения научного искусства.

Laboratoria использует исследовательский подход: художники создают произведения совместно с учеными, используют реальные полевые данные, участвуют в научных экспедициях, ставят эксперименты с эфемерными ледяными материями. Большая часть произведений – это новые проекты, созданные специально для выставки.

УЧАСТНИКИ «ЛАБОРАТОРИИ ЛЬДА» РАБОТАЮТ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:

1. СТАВЯТ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ПРОВОДЯТ ИССЛЕДОВАНИЯ СКРЫТЫХ И УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛЬДА:

В проекте SGM Iceberg-Probe немецкая художница Агнес Майер-Брандис инсценирует путешествие вглубь айсберга. Во дворе Laboratoria она разбивает научную станцию, в которой зрители в реальном времени смогут перемещать датчик по скважине, исследуя чудесные свойства и структуру льда.

::vtol:: создал Криофон алгоритмический орган – самодельный синтезатор, генерирующий музыку с помощью льда, химических реакций и законов природы. Этот интерактивный музыкальный инструмент оборудован датчиками температуры, вибрации, газоанализатором, с помощью которых процессы, происходящие с cухим льдом при попадании в теплую среду, превращаются в звук.

Марко Пелихан и Мэтью Бидерман сконструировали портативную научную станцию CDPDU, в которой в режиме реального времени собираются полевые данные со спутников Земли, происходит мониторинг текущего состояния морских льдов и снежного покрова Земли, температуры океана, скорости течений, излучения и других показателей.

Лабораторный метод и новые технологии использует японский художник Широ Такатани в медиа-инсталляции «Ледяной керн». В Laboratoria будет представлена выемка льда с глубины 2503 м, сделанная учеными и художником на станции Dome Fuji в Антарктиде. Эта выемка хранит информацию о планете за 700 000 лет.

2. ИЗУЧАЮТ ЛЕД КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ:

Геополитический вектор исследования «ледяных пространств» проявляется в работе Ольги Киселевой «Арктические конкистадоры». Она создала компьютерную программу – карту современной Арктики, сравнивая интересы нефтяных и энергетических компаний с эпохой великих завоеваний.

Леонид Тишков представит автобиографические «Арктические дневники», созданные во время путешествия на Шпицберген, куда он отправился в 2010 году на старинной шхуне вместе с экспедицией Cape Farewell, изучающей изменения климата. Первозданная красота этих мест побудила художника активно выступать в защиту и за освобождение Арктики от вторжения промышленных корпораций.

3. ПОЭТИЗИРУЮТ ОБРАЗЫ ЛЕДЯНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ, ПЕРЕНОСЯТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЗНАКОМСТВА С БЕСКРАЙНИМИ ПОЛЯРНЫМИ ПРОСТОРАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Художник и моряк-подводник Александр Пономарев во время экспедиции в Антарктиду стал свидетелем удивительного явления – исчезающих миражей. Это сподвигло его развить совместно с Алексеем Козырем проект «Архитектура миражей». Эти корабли-музеи способны реагировать на изменения окружающей среды, переплывать от материка к материку, изменять положение с вертикального на горизонтальное, подобно поплавку.

В 2013 году Laboratoria включила Наталью Зинцову в гляциологическую экспедицию в Приэльбрусье. Этот опыт вдохновил художницу на создание инсталляции: совместно с альпинистами и гляциологами на основе реальных историй восхождений, открытий и маршрутов она создает собирательный образ горы.

Далее фото с пояснениями:

_DSC3948

Вот такой незамысловатый вход. Но лучше не смотреть на обложку, а проходить сразу внутрь.

_DSC3947

Необычное граффити при входе в стиле поп арт.

_DSC3946

 

 

 

 

 

 

 

 

Ледяной керн 2005. Медиаинсталляция. Широ Такатани (Япония).

Инсталяция состоит из фотографий части ледяного керна, взятого с глубины 2503 метра в скважине, пробуренной в 2005 году на куполе Фудзи, Антарктика. Автор исследует как снег, превратившись в лед год за годом накапливает архив информации, описывающий историю нашей планеты. Изучая воздух, скопившийся в мельчайших пузырьках внутри льда, ученые могут получить подробные данные о температуре и количестве углекислого газа в атмосфере земли за последние 700 тысяч лет. Ряд чисел на мониторе отображает возраст ледяного керна.

Марко Пелихан (Словения). Мэтью Бидерман (Канада) Программа "Arctic Perspective initiative". CDPDU-MOS1, с 2008 по настоящее время.

CDPDU — это портативная научная станция которая в режиме реального времени собирает полевые даннные со спутников Земли, производит мониторинг толщины плавучего морского льда с целью изучения и других показателей. Интерфейс представляет сотобй систему отобрадения и обработки информации с удаленных датчиков, установленных на спутниках, и наблюдений сети наземных сенсоров окружающей среды. CDPDU является открытым источником, призванным помогать арктическим собществомв сборе необходимой информации, а также аккумулировать данные, которые позже могут быть использованы учеными, художниками или агрегированы в более широкие кластеры исследований.

::vtol:: (Россия). Криофон, 2013.

Криофон объеденияет два холода: виртуальный лед цифрового звучания самодельного синтезатора и лед реальный, в виде охлажденного углекислого газа (сухой лед), всупающего в бурную реакцию с водой , генерируя алгоритмическую многоканальную на основе данных о проходящей реакции.
При контакте сухого льда с водой запускается реакция, переводящая вещество из твердого состояния в газообразное. В результате выделяется углекислый газ, внутри емкости понижается температура. Датчики констатируют эти изменения, отправляя данные в процессор, генерирующий звук.

Аркадий Насонов (Россия)

Облачная комиссия восстанавливает баланс, 2013.

Игра на воображение)

В этих ледяных узорах можно рассмотреть женщину с волосами, уложенными в виде Вавилонской башни, волчий хвост, опущенный в водосточный люк, горный пейзаж, ограниченный ветвящимися пальцами, кролика, высовывающегося из дымохода, годовые кольца деревьев, свернутые в свитки, выпадающие из шкафа многотонные собрания сочинений, иллюминаторы, заткнутые подушками, бровь Ким Ир Сена, струйки молока, убегающего из кастрюли, пару фигуристов, сплетенный в любовной истоме…

Куда бегут собаки (Россия). Триалог, 2013. Видео 38:21

Три белых шара в снежном поле. Шары — роботы, способные двигаться автономно, согласованно, и обладают взаимной гравитацией. В математической модели системы трех тел невозможно предсказать их траектории в длительном промежутке времени. «Мы фиксируем на видео процесс неприрывных вычислений, хаотически меняющих взаимные траектории шаров. Создав систему, мы не можем управлять ею. Мы можем выступать только в роли физических погрешностей, влияющих на текущую математическую операцию. При этом мы не можем знать, как именно мы влияем на эти вычисления.
Мы отказываемся от контроля…
…и признаем невозможность контроля.
Это аутичная система, замкнутая на постоянное вычисление самой себя»

_DSC3879 _DSC3881 _DSC3882 _DSC3883 Ольга Киселева (Россия-Франция). Арктические Конкистадоры, 2010-2011. Компьютерная программа. _DSC3888 _DSC3889 _DSC3890 _DSC3897 _DSC3901 _DSC3902 _DSC3903 _DSC3904

_DSC3907 _DSC3910 _DSC3913 _DSC3915 _DSC3928 _DSC3932 _DSC3942

Впечатления это место оставило очень необычные. С одной стороны интересна научная составляющая этой экспозиции, с другой стороны понимаешь что огромный вклад в создание этой выставки внесли художники с их «особым» взглядом на вещи.

Вывод: Симбиоз научной составляющей в художественном оформлении получился очень необычным и интересно поданном. Жаль что так поздно узнали о этой выставке, так бы нам удалось посетить показы интересных фильмов, и обсудить проблемы которые в них поднимались так сказать из первых уст.
Обязательно советую посетить, потому что это просто нужно увидеть и сложить свое собственное впечатление. Тем более что выставку еще будит длится до 15 февраля.

Всем добра!

Комментарии

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам еще может понравиться
Мой инстаграм
Instagram не вернул 200.

Подписываемся!